Главная » Статьи » Разработки уроков |
Цель
урока: познакомиться с системным подходом в
изготовлении одежды от эскиза до готового изделия. Задачи: ·
образовательные – создать условия для
освоения учащимися системного подхода в изготовлении одежды; познакомить с
пятью способами коррекции фигуры с помощью зрительных иллюзий. ·
воспитательные – воспитание мотивации
обучения; трудолюбия. ·
развивающие - развивать пространственное воображение,
творческое мышление, эстетический вкус. Материалы и
оборудование:
: компьютеры, проектор, экран, наглядные
пособия, журналы мод, плакаты по композиции одежды (силуэты, пропорции, цвет),
эскизы моделей одежды с различными приемами изображения ( графический,
линейный, живописный); раздаточный материал – лекала стандартной фигуры,
бумажные куклы, ножницы, линейка, карандаш, ластик, фломастеры, цветная бумага,
хлопчатобумажный лоскут, клей-карандаш, булавки. Тип урока:
Комбинированный. Межпредметные
связи:
ИЗО, история, краеведение, элементы черчения. Профориентационные
сведения:
Знакомство с профессией художника –
модельера, художника – конструктора, технолога швейного производства, оператора
швейного оборудования. Ход урока I.
Организационный
момент. II.
Изучение
нового материала. Лекция
учителя. Эпиграфом к уроку я бы взяла слова
английского графа, писателя и государственного деятеля Филиппа Дормера Стенхопа
Честерфилда: «Забота
о красоте одежды – большая глупость, и вместе с тем не меньшая глупость не
уметь хорошо одеваться». Воспитанный человек всегда должен думать
о том, как он одет, просто из уважения к обществу. В процессе изготовления одежды участвуют
следующие специалисты: художник –
модельер, художник – конструктор, технолог швейного производства;
оператор швейного оборудования. Отечественная школа моделирования
основывается на идеях и разработках первого советского художника – модельера
Надежды Петровны Ламановой (1861 – 1941). Её принцип: « Для чего создаётся костюм, для кого, из чего» - не
потерял актуальности и сегодня. Последовательность изготовления швейного изделия Художник – модельер, придумывающий новые модели одежды должен хорошо рисовать, хорошо знать человеческую фигуру, знать основы композиции костюма, быть в курсе современной моды, работать с журналами мод, делать зарисовки интересных деталей и фасонов, эскизы своих моделей. Художник-конструктор
выполняет чертеж, воплощает замысел художника-модельера в чертеже, лекалах,
реализует его замысел. Он должен иметь пространственное воображение, хорошо
чувствовать силуэт, линии, пропорции в одежде, разбираться в тканях, цветовой
гамме, должен знать технологию изготовления одежды. Технолог разрабатывает
способы изготовления швейных изделий. Он должен знать направления моды, следить
за современной технологией обработки швейных изделий, новым оборудованием,
перспективными направлениями моды. Оператор
швейного производства выполняет швейное изделие по операциям
или полностью все изделие. Он должен хорошо знать технологическую обработку
швейных изделий, чувствовать современное направление моды, разбираться в
тканях.
Первое зрительное
впечатление от костюма получают, обращая внимание на его силуэт. Современный
костюм можно условно вписать в одну из простых геометрических фигур. Прямой силуэт приближается по своим
очертаниям к прямоугольнику или квадрату. Силуэт «трапеция» напоминает трапецию
– узкую вверху и расширенную внизу. Силуэт « треугольник» приближается к
треугольнику, зауженному внизу и расширенному вверху. Силуэты «овал» и «полусфера»
напоминают геометрическую фигуру овал. Прямоугольник - соединение двух геометрических
фигур: половина овала и нижняя часть. Соотношение длины и ширины изделия, размеров
каждой детали по отношению ко всему объему изделия видно на следующих примерах:
короткий верх, длинный низ; длинный верх, короткий низ; равноценный верх и низ. Еще одно очень важное композиционное средство – пропорции. От того, насколько правильно выдержаны пропорциональные соотношения частей одежды, зависит ее художественная выразительность. Иллюзия – нечто кажущееся, обман чувств, ошибочное восприятие
предметов
явлений. , Образцом (каноном) гармонии и соразмерности
объемов и линий издавна считалось идеальное человеческое тело. Но
идеальные фигуры встречаются в жизни не так уж часто. Скрыть недостатки и
подчеркнуть достоинства фигуры можно используя эффекты зрительных иллюзий. Иллюзии возникают по разным причинам: из-за
оптических несовершенств человеческого глаза, вследствие особенностей
психологии и физиологии человека. Зрительные иллюзии – это искаженное
восприятие глазом действительности. Зная законы зрительных иллюзий, можно
зрительно изменить фигуру человека: уменьшить или увеличить, расширить или
сузить, скрыть или подчеркнуть. Иллюзии издавна, и с большим успехом,
используются для того, чтобы приблизить реальную фигуру к идеальной с точки
зрения бытующей моды. Первая
иллюзия, с которой мы познакомимся, называется иллюзией подравнивания (ассимиляции). Она заключается в том, что
линия, на концах которой есть обращенные внутрь углы, кажется намного короче,
чем равная ей линия, у которой углы на концах обращены наружу. В
одежде она проявляется в том, например, что оборки по горловине платья создают
впечатление более широких плеч. Вторая иллюзия - иллюзия контраста. Она проявляется, когда какой-нибудь предмет
находится по соседству с другим, резко отличающимся от первого. В этом случае
характерные черты предметов воспринимаются нами особенно четко, кажутся более
выразительными. В одежде эта иллюзия проявляется в том, что
в широком вырезе горловины платья тонкая шея кажется еще более тонкой. Та же
шея при небольшом вырезе горловины будет казаться нормальной. Талия при широкой
юбке кажется тоньше и т.п. Третья - иллюзия незамкнутого контура заключается в том, что средний
квадрат, ограниченный только с двух сторон кажется выше и уже, чем два боковых
квадрата, незамкнутых с боковых сторон. В одежде проявляется при вырезе горловины с
острым концом, который зрительно удлиняет короткую шею. Четвертая
- иллюзия заполненного промежутка заключается
в том, что заполненное пространство всегда кажется больше, чем равное ему
незаполненное. В одежде она
сводится к использованию однотонных и набивных тканей. Лучше избежать
нагромождения деталей в той части фигуры, размеры которой нежелательно
увеличивать. Пятая - иллюзия переоценки вертикали: вертикальное расстояние кажется
больше горизонтального, равного ему по величине. В
одежде яркая вертикальная полоса удлиняет фигуру, делает ее стройнее. Яркий исторический
пример – русский сарафан, делающий фигуру статной и величавой(см. стенд «уголок
русского быта»). Иллюзия
полосатой ткани: частая поперечная
полоса удлиняет (!) фигуру, а редкая – наоборот. Равномерно широкие
вертикальные полосы создают впечатление расширения фигуры, а равномерно узкие
удлиняют ее. Выбирая
расположение полос на полосатой ткани (вертикальное или горизонтальное), можно,
например, придать полной фигуре стройность, учитывая ширину, частоту и
ритмичность полос. При
сложном расположении полос (например, под углом) важно учесть, что углы,
образуемые встречными полосами, направленными острием вверх, сокращают ширину
бедер полной фигуры. Углы, направленные острием вниз, наоборот, зрительно
расширяют бедра, даже если сделать вертикальную вставку посередине. играет
большую роль в композиции костюма. Правильное использование цвета помогает
создавать модели одежды. Для современной подростковой моды характерны
спортивный, фольклорный стили, свободные формы одежды, жизнерадостные. Сочные
цвета. Выполнение эскизов моделей одежды на тему
«Летний отдых». Макетирование на условную фигуру. Инструменты, принадлежности и
материалы: ножницы, карандаш, ластик, фломастеры, цветная
бумага, кусочки хлопчатобумажной ткани, клей, булавки, лекало бумажной куклы. 1. Обвести
карандашом контуры условной фигуры на листе в альбоме. 2. Наметить
места для прорезей на плечах и линии талии . Аккуратно сделать прорези длиной 5
– 7 мм для закрепления моделей одежды. 3. Выполнить
эскизы моделей одежды из цветной бумаги или кусочков хлопчатобумажной ткани с
закрепительными деталями по размеру прорезей. Модели для летнего отдыха должны
представлять собой плечевые и поясные изделия простой конструкции.
Определённого силуэта, соответствующих пропорций и цветовой гаммы. Костюм могут
дополнять головной убор, сумка, украшения, обувь. 4. Вырезать
модели одежды с закрепительными деталями и закрепить на условной фигуре. 5. Ответить
устно на вопросы: - Из какой ткани может быть выполнена твоя
модель одежды? - Где можно отдыхать в этой одежде? - Какие силуэт, пропорции имеет придуманный
тобой костюм? - Какого цвета он должен быть? - Какие дополнения можно подобрать к костюму? 6.
Модели одежды сложить в конверт, приклеить к обложке альбома. III. Итог урока Подведение итогов, мини – защита творческих работ, выставление оценок. За 10 – 15 минут до конца урока проводится
мини – защита моделей одежды. Учащиеся дают обоснование выбора моделей и
отвечают на вопросы учителя и одноклассников. Оценка выставляется коллективно
всем классом. IV.
Завершение
урока ( уборка рабочих мест) | |
Просмотров: 1123 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 1 | |
| |