ПРИЛОЖЕНИЕ
№5
ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ
ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ВО ВРЕМЯ УРОКОВ
С помощью физических упражнений решаются следующие
задачи:
а)
уменьшение утомления и снижение отрицательного влияния однообразной позы;
б) активизация внимания и повышение способности к восприятию учебного
материала;
в) эмоциональная «встряска», возможность сбросить накопившийся (например, во
время опроса) груз отрицательных эмоций и переживаний.
В состав физкультминуток обязательно нужно включать упражнения по
формированию осанки, укреплению зрения и выработке рационального дыхания.
Большинство учащихся начальных классов не умеют правильно дышать во время
выполнения мышечной нагрузки, ходьбы, бега, а также и в условиях покоя.
Неправильное дыхание приводит к нарушению деятельности сердечно-сосудистой и
дыхательной систем, к снижению насыщения крови кислородом, нарушению обмена
веществ. Нужно вводить упражнения для тренировки глубокого дыхания, усиления
выдоха, в сочетании с различными движениями туловища и конечностей.
Упражнения должны дать нагрузку неиспользованным мышцам, а также
способствовать расслаблению мышц, выполняющих значительную нагрузку.
Физкультминутки проводят в светлом, чистом, хорошо проветренном
помещении. Спертый воздух в классе при этом недопустим, поэтому сначала следует
открыть форточки, остановить текущую работу и предложить детям подготовиться к
физкультминутке. Дети расстегивают воротнички и принимают исходное положение.
Учитель произносит команды четким, громким голосом. Упражнения, которые
выполняются впервые, показывает учитель. Для повышения интереса детей при
внедрении физкультминуток в школе можно использовать какой-либо переходящий
приз, которым будет награждаться, например, лучший ряд.
Обязателен положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим
видом, нехотя, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст,
скорее наоборот.
Для преемственности между физкультминутками, проводимыми разными
учителями в одном классе в течение дня, организатору (куратору) их проведения в
школе – обычно учителю физкультуры – необходимо составить примерную программу
для каждого учителя. Она должна быть соотнесена с расписанием уроков.
Хорошие результаты дает проведение физкультминуток самими школьниками
(начиная с 6–7-го класса). Это вменяется в обязанность «дежурным по здоровью»
под контролем учителя. К их проведению подростков надо специально подготовить
на уроках физкультуры.
ПРИМЕРНЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ
ФИЗКУЛЬТМИНУТОК (ФМ)
ФМ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ МОЗГОВОГО
КРОВООБРАЩЕНИЯ
1. Исходное положение (и. п.) –
сидя на стуле. 1 – голову наклонить вправо; 2 – и. п.; 3 – голову наклонить
влево; 4 – и. п.; 5 – голову наклонить вперед, плечи не поднимать; 6 – и. п.
Повторить 3–4 раза. Темп медленный.
2. И. п. – сидя, руки на поясе.
1 – поворот головы направо; 2 – и. п.; 3 – поворот головы налево; 4 – и. п.
Повторить 4–5 раз. Темп медленный.
ФМ ДЛЯ СНЯТИЯ УТОМЛЕНИЯ С
ПЛЕЧЕВОГО ПОЯСА И РУК
1. И. п. – стоя, руки на поясе.
1 – правую руку вперед, левую вверх; 2 – переменить положение рук. Повторить
3–4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить
вперед. Затем повторить еще 3–4 раза. Темп средний.
2. И. п. – стоя или сидя, кисти
тыльной стороной на поясе. 1–2 – свести локти вперед, голову наклонить вперед;
3–4 – локти назад, прогнуться. Повторить 5–6 раз, затем руки вниз и потрясти
ими расслабленно. Темп медленный.
3. И. п. – сидя, руки вверх. 1
– сжать кисти в кулак; 2 – разжать кисти. Повторить 6–8 раз, затем руки
расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
ФМ ДЛЯ СНЯТИЯ НАПРЯЖЕНИЯ С МЫШЦ
ТУЛОВИЩА
1. И. п. – сидя, руки вверх. 1
– сжать кисти в кулак; 2 – разжать кисти. Повторить 6–8 раз, затем руки
расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
ФМ ДЛЯ СНЯТИЯ НАПРЯЖЕНИЯ С МЫШЦ
ТУЛОВИЩА
1. И. п. – стойка, ноги врозь,
руки за голову. 1–3 – круговые движения тазом в одну сторону; 4–6 – то же в
другую сторону; 7–8 – руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4–6
раз. Темп средний.
2. И. п. – стойка ноги врозь.
1–2 – наклон в сторону, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая согнутая –
вдоль тела вверх; 3–4 – и. п.; 5–8 – то же в другую сторону. Повторить 5–6 раз.
Темп средний.
ФМ ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА
УРОКАХ С ЭЛЕМЕНТАМИ ПИСЬМА
1. Упражнения для улучшения
мозгового кровообращения. И. п. – сидя, руки на поясе. 1 – поворот головы направо; 2 – и. п.; 3 –
поворот головы налево; 4 – и. п.; 5 – голову наклонить вперед; 6 – и. п.
Повторить 4–6 раз. Темп медленный.
2. Упражнения для снятия
утомления с мелких мышц кисти. И. п. – сидя, руки подняты вверх. 1 – сжать кисти в
кулак; 2 – разжать кисти. Повторить 6–8 раз, затем руки расслабленно опустить
вниз и потрясти кистями. Темп средний.
3. Упражнение для снятия
утомления с мышц туловища. И. п. – стойка, ноги врозь, руки на поясе. 1 – повернуть туловище
направо; 2 – повернуть туловище налево. Во время поворота ноги остаются
неподвижными. Повторить 4–6 раз. Темп средний.
4. Упражнение для мобилизации
внимания.
И. п. – стоя, руки вдоль туловища. 1 – правую руку на пояс; 2 – левую руку на
пояс; 3 – правую руку на плечо; 4 – левую руку на плечо; 5 – правую руку вверх;
6 – левую руку вверх; 7–8 – хлопки руками над головой; 9 – опустить левую руку
на плечо; 10 – правую руку на плечо; 11 – левую руку на пояс; 12 – правую руку
на пояс; 13–14 – хлопки руками по бедрам. Повторить 4–6 раз. Темп – 1 раз
медленный; 2–3 раза – средний; 3–4 – быстрый; 1–2 – медленный.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ НОРМАЛИЗАЦИИ ОСАНКИ
1. Стоя, пятки вместе, носки
врозь, плечи отведены, лопатки соединить, живот подтянуть, подбородок
приподнять.
2. Ходьба обычная, следя за
осанкой.
3. Ходьба на носках, руки за
головой.
4. Ходьба на пятках, руки на
поясе.
5. Ходьба на наружном крае
стопы, пальцы поджаты, руки на поясе, локти отведены назад.
УПРАЖНЕНИЯ СТОЯ
1. Поднять руки вверх, отводя
ногу назад, сделать вдох; вернуться в исходное положение (основная стойка –
выдох). То же самое другой ногой.
2. И. п. – ноги на ширине плеч,
руки на поясе. 1–2 – развести локти в стороны, сводя лопатки – вдох, 3–4 –
исходное положение – выдох.
3. Приседание с прямой спиной
на носках (на пятки не опускаться). Колени развести в стороны, руки вперед или
в стороны на счет 1–2, на 3–4 медленно вернуться в и. п.
4. И. п. Ноги на ширине плеч,
кисти к плечам. Вращение в плечевых суставах назад.
5. И. п. – ноги на ширине плеч,
кисти к плечам. Наклон корпуса вперед с прямой спиной.
6. «Мельница». Соединять кисти
рук за спиной (сверху то правая, то левая рука).
7. И. п. – ноги на ширине плеч,
руки в стороны. Вращение рук назад.
8. Поднимание прямых рук через
стороны вверх – вдох, возвращение в и. п. – выдох.
9. И. п. – ноги на ширине плеч,
руки за спиной. Боковые наклоны корпуса в сторону на выдохе.
10.
Ходьба по скамейке, стоящей на полу, или по рейке перевернутой скамейки.
Руки в стороны, на голове мешочек с песком (вес различен, в зависимости от
возраста и тренированности).
ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ
В СТИХАХ
(тексты)
*****
На зарядку солнышко поднимает
нас.
Поднимаем руки мы по команде
«раз»,
А над ними весело шелестит
листва.
Опускаем руки мы по команде
«два».
Пошагать придётся нам – выше
голова!
Мы шагаем весело в ногу «раз»
и «два».
Наблюдай за птичками, головой
верти.
Вот зарядка кончилась.
Сядь и отдохни.
*****
Мы пошли с тобой в лесок
И увидели грибок.
Раз грибок, два грибок
И набрали кузовок.
А как птичка-то поёт!
Восхищается народ.
Вон река неглубока.
Мы поплаваем пока.
Брасом, кролем. Хорошо!
Вот и день уже прошёл!
*****
Прыгай ножка по дорожке.
Прыгай и другая.
Все девчонки и мальчишки
в классе отдыхают.
Побежали все трусцой,
дружный бег на месте.
А теперь наклон большой,
поклонились вместе.
Руки вверх, глубокий вдох.
Руки опустили.
А теперь ещё разок
это повторили.
Отдохнули? Хорошо!
А теперь за дело.
Вот и день уже прошёл.
Время пролетело.
*****
Паровозик: «Чук-чук-чук».
Повезёт нас всех на юг.
Там мы будем отдыхать,
Плавать, бегать, загорать.
Отдохнули мы с тобой,
А теперь пора домой.
Паровозик: «Чук-чук-чук»
Возвращаемся, мой друг.
*****
Раз, два – наклонились мы
слегка.
3, 4 – руки в боки, будем
делать многоскоки.
5, 6 – на лесенку надо
влезть.
7, 8 – пробежаться вас
попросим.
9, 10 – вот и всё.
Скоро встретимся ещё.
******
Весна
пришла! Встаём, друзья!
Нас
ждёт-торопит улица.
Шагаем
дружно: ты и я
И
не будем хмуриться.
Вот
птицы с юга к нам летят.
Букашки
пробудились.
Деревья
листьями шумят.
Все
звери оживились.
Танцует
лес, танцует луг
И
мы с тобою кружимся.
Как
хорошо весной вокруг!
С
природой мы подружимся.
*****
Муравей не отдыхает.
За день много успевает:
Наклониться, подтянуться,
Перепрыгнуть, изогнуться,
Пробежать и повернуться,
Перелезть и развернуться,
Проползти и увернуться,
Чтоб на месте не споткнуться.
Так весь день. Назад - вперёд
И совсем не устаёт.
*****
Ёжик серенький бежит.
Видит палочка лежит.
Ёж нагнулся, палку взял
Да и дальше побежал.
Вот болото, а по ней
Ёжик с палочкой своей.
Прыг – скок, прыг – скок
Перебрался на песок.
Дальше ёжик наш бежит.
Птенчик жалобно пищит.
Ёжик птенчика берёт
И в гнездо его кладёт.
Лапкой птичкам помахал
И домой он побежал.
*****
Раз, 2, 3, 4, 5 – начинаем в
мяч играть.
Правой, левой набиваем
И в ворота забиваем.
Чтоб в ворота мяч забить,
Надо очень ловким быть.
*****
Раз – на цыпочки подняться.
Надо всем, друзья, размяться.
2 – нагнулись до земли
И не раз, раза три.
3 – руками помахали.
Наши рученьки устали.
На 4 – руки в боки.
Дружно делаем подскоки.
5 – присели раза два.
6 – за парты нам пора.
******
С добрым утром, детвора!
Просыпаться всем пора!
Потянулись – потянулись.
Вот уже почти проснулись.
Руки в стороны, вперёд,
А теперь наоборот.
Наклонились до носочков,
Пробежались на мысочках.
Прыгай дружно прыг да скок.
Продолжаем свой урок.
*****
Бабочка-красавица
Всем нам очень нравится!
Раз – росинкою умылась,
2 – к цветочку наклонилась,
3 – почистила сапожки,
4, 5 – махнула мошке,
6 – лапками подрыгала,
7 – быстренько попрыгала,
8 – платьице расправила,
9 – причёсочку поправила,
10 – полетела.
******
Лист на веточке сидел.
Во все стороны глядел:
Так глядел и так глядел.
Потом взял и полетел.
Вправо, влево,
Вверх и вниз,
И на кустике повис.
*****